Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?
Понятие банковского надзора
Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.
Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.
Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:
- правил проведения операций;
- нормативов отчетности и бухучета;
- нормативов ликвидности и достаточности капитала;
- ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.
Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.
В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.
Задачи и функции банковского надзора
Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.
В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:
- проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;
- анализ отчетности и баланса финорганизации;
- изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;
- проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;
- контроль законности полученных доходов;
- контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;
- проверку формирования резервов;
- анализ управления рисками;
- изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;
- выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств
Виды и формы банковского надзора
Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:
ο юридический — проверяя соблюдение законности
ο пруденциальный — контролируя исполнение нормативов
Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:
- дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов
- контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте
Виды банковского надзора |
Место осуществления надзора |
Юридический надзор |
Дистанционный надзор |
Пруденциальный надзор |
Контактный надзор |
Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:
- надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета
- надзор за инвалютными операциями
- надзор за обеспечением собственной ликвидности
- другие
Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:
-
Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением
-
Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор
Методы надзора за банками
Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:
- непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов
- методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки
- методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам
- методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям
Санкции по отношению к нарушителям
Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):
- предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;
- изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;
- запрет на проведение банком отдельных операций;
- запрет на реорганизацию банка;
- штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;
- требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;
- принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);
- крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка
Эффективность надзора сомнительна
Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.
Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.
В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.
В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.
Портфельные инвестиции через Газпромбанк — это удобный и надежный способ приумножить свой капитал, снизив риски за счет диверсификации активов. Банк предоставляет широкий выбор инвестиционных инструментов и профессиональное сопровождение на всех этапах инвестирования, что делает его привлекательным для тех, кто хочет инвестировать на долгосрочную перспективу.
Пример стратегии портфельных инвестиций
Предположим, что вы решите инвестировать 1 миллион рублей через Газпромбанк. Ваша стратегия будет заключаться в следующем:
- 40% в облигации (для стабильного дохода).
- 30% в акции крупных российских и международных компаний (для роста капитала).
- 20% в ПИФы (для диверсификации).
- 10% в золото или другие альтернативные активы (для хеджирования рисков).
Такой подход позволяет уменьшить возможные потери, если один из рынков или активов окажется неудачным, и обеспечит сбалансированную доходность.